imagespecial

Формируется центральная торговая улица

С начала года в Самаре открылось три новых торговых центра. Еще не менее еще 10 проектов находятся в различной степени готовности. Впервые за много лет эксперты говорят о потенциальном насыщении рынка и прекращении ажиотажного спроса на торговые площади. Большинство новых ТЦ располагается на центральной улице — Московском шоссе: фактически в городе формируется первый торговый коридор.

Массовое строительство торговых центров не первый год остается чертой, отличающей рынок коммерческой недвижимости Самары от других городов Поволжья. Только в этом году общий объем введенных площадей составил более 50 000 кв. м.

Крупнейший из новых комплексов — ТЦ “Русь на Волге” (25 000 кв. м) был открыт в августе на базе перестроенного офисного здания на Московском шоссе. Реконструкция обошлась компании “Волга” в $5,2 млн. Пока он заполнен не полностью (точные данные об объеме свободных площадей в компании сообщить отказались). Якорные арендаторы — “Пятерочка”, “Эльдорадо”, “Джинсовая симфония”. Стоимость аренды составляет $20-50 за 1 кв. м в месяц в зависимости от площади и места. ТЦ “Победа” (12 000 кв. м), принадлежащий группе “Самарский деловой мир” (СДМ), открылся в июле на базе реконструированного рынка “Рубиновая река”. Арендные ставки — от 200 руб. за 1 кв. м в месяц. ТЦ расположен в рабочем районе Самары (ул. II Партсъезда) и пока заполнен на 70%. Основные арендаторы — частные предприниматели и небольшие местные фирмы. Но, по словам представителя СДМ, в октябре там запланировано открытие магазина бытовой техники и парфюмерии площадью более 1000 кв. м некоей “крупной американской компании”, назвать которую он отказался. ТЦ “Поляна” (3000 кв. м) на поляне им. Фрунзе открылся в начале сентября. ТЦ принадлежит владельцам прилегающего к нему вещевого рынка, откуда пришли и основные арендаторы. Единственный якорь — магазин бытовой техники самарской компании “Сателлит”. Стоимость аренды — до 1000 руб. ($35) за 1 кв. м в месяц.

Руководитель департамента оценки агентства “Спектр недвижимости” Сергей Винтаев считает концепцию этих ТЦ вполне удачной: все три центра расположены в спальных районах, имеют хорошие подъездные пути, рассчитаны на посетителей экономкласса и могут “перетащить” на себя посетителей с ближайших вещевых рынков.

Весной также была открыта вторая очередь ТЦ “Империя-Центр”. Якорным арендатором четырехэтажного корпуса площадью около 15 000 кв. м стала московская Banana Mama. До конца года там же откроется третий самарский магазин компании “Патэрсон”.

Уже сейчас в Самаре на различной стадии находится строительство еще десятка проектов торговых центров. Самые значительные из них — “МегаСити” и “Бристоль”. ТЦ “МегаСити” (58 000 кв. м) на ул. Ново-Садовой будет сдан в I квартале 2006 г. ТЦ строит владелец крупнейшего самарского ТРЦ — “Мегакомплекс Московский” — компания “Виктор и Ко”. Стоимость проекта не озвучивается. В PR-службе компании сообщили, что уже в начале строительства 75% площадей было сдано в аренду. В числе арендаторов — “Рамэнка” (сеть “Рамстор”), “М.Видео”, Ostin, Gropp town, Аdidas, L'Etoile, Sephora, Reserved, Gipfel, Incanto. Средняя арендная ставка — около $55 за 1 кв. м в месяц. ТЦ “Бристоль” (55 000 кв. м) строит самарская компания “Аттис”, контролируемая директором завода “Родник” Александром Милеевым. Проект стоимостью около $30 млн должен быть завершен во II квартале 2007 г. В центре разместятся продовольственный супермаркет, магазин электроники, детский магазин. Арендаторы пока не определены.

Тем не менее эксперты отмечают, что большинство новых торговых центров сейчас строится на центральной транспортной артерии города — Московском шоссе, которое становится и первым торговым коридором Самары. Помимо уже открытых ТЦ (Sky City, “Зеленая страна”, “Скала”, “Биг Бен”, “Русь на Волге”, “Фрегат”, “Парк-Хаус”, “Империя-Центр”, “Мегакомплекс Московский” и др.) в этой зоне планируется строительство по меньшей мере пяти новых объектов.

В июне 2006 г. будет сдана вторая очередь “Парк-Хауса”, которая увеличит его площадь с 20 000 до 54 000 кв. м. Как сообщил Дмитрий Баранов, главный специалист управления внешних связей владельца ГК “Время”, реализующей программы создания сети моллов “Парк-Хаус”, 30% второй очереди займет развлекательная зона с мультиплексом (в качестве возможного оператора ранее назывался “Киномакс”), боулингом и бильярдом. Остальную часть займут бутики известных торговых марок и магазин товаров для дома.

Более отдаленные планы — строительство торгового комплекса площадью 40 000 кв. м московской компанией “РосЕвро Development”. PR-менеджер компании Екатерина Новоженина сообщила, что он будет построен на месте недостроенного здания на пересечении Московского шоссе и ул. Авроры, но никаких подробностей о концепции и сроках строительства не сообщила. По информации “Ведомостей”, в том же районе собирается построить свой второй ТЦ владелец “Фрегата” — компания “ФОРРА”. Но в компании прокомментировать эту информацию отказались.

О намерении построить торгово-развлекательный комплекс площадью 60 000 кв. м на выезде из Самары, в дачной зоне по ул. Алма-Атинской, “Ведомостям” сообщил директор самарской строительной компании “Прогресс-А” Вазых Мухамедшин. По его словам, компания уже выкупает участки под строительство.

О планах строительства торгово-развлекательного комплекса площадью 120 000 кв. м в районе пересечения Московского шоссе и ул. Г. Димитрова “Ведомостям” заявлял Александр Зверев, директор ООО “Агентство “Аспект недвижимости”, которое занимается сдачей в аренду площадей ТЦ “Русь на Волге” (он же доверенное лицо владельца ТЦ). Однако сроки реализации проекта пока не ясны: в Департаменте строительства администрации Самары сообщили, что согласно градостроительному плану на этом участке действительно может быть построен торговый комплекс, но застройщик пока не определен.

По мнению Сергея Винтаева из “Спектра недвижимости”, формирование торгового коридора на Московском шоссе закономерно: это центральная транспортная артерия города, имеющая хорошие транспортные развязки, на ней хорошо организовано движение общественного транспорта, благодаря чему она способна обеспечить трафик для вновь построенных ТЦ. К тому же в отличие от плотно застроенной исторической части города на Московском шоссе еще есть свободные площадки.

В то же время перспективы реализации подобного количества проектов, к тому же расположенных в одном районе, участники рынка оценивают по-разному. По мнению Винтаева, хотя на торговые площади в Самаре нет такого ажиотажного спроса, как 3-4 года назад, их переизбытка пока нет и они пользуются стабильным спросом. Директор по маркетингу фирмы “Секунда” (владелец ТЦ “Аквариум”) Олег Коронцевич добавляет, что спрос на торговые площади в Самаре в значительной степени сохраняется за счет прихода в регион федеральных торговых сетей, которые не только сразу забирают большие площади, но и более требовательны к их качеству, чем самарские компании. В такой ситуации в более выгодном положении оказываются вновь построенные ТЦ с продуманной планировкой, выверенной маркетинговой политикой (например, “МегаСити”, “Парк-Хаус”). Старые же ТЦ, переоборудованные из промышленных корпусов, по его словам, проигрывают и уже сейчас вынуждены снижать арендные ставки на 10-15%. По мнению Дмитрия Баранова из ГК “Время”, потенциала Московского шоссе хватит еще на несколько лет. “В ближайшие 2-3 года будет реализовано большинство заявленных проектов. Сначала они будут дополнять друг друга, привлекая посетителей (а значит, и арендаторов) возможностью выбора. После чего выделится группа успешных ТЦ, концепция и качество которых позволят им повышать ставки. Остальным, чтобы удержаться на плаву, ставки аренды придется снижать”, — говорит он.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости